DSCN3306.jpg
Скульптурная композиция «Гефсиманский сад: жертва, любовь, единение» открыта 28 ноября 2007 года во дворе Двенадцати коллегий. Все составляющие скульптурной композиции «Гефсиманского сада» отражают библейские сюжеты. Вокруг чаши с терновым венцом работы петербургского скульптора Арсена Аветисяна, установленной еще в 2004 году, расположены попарно четыре сюжета, которые отображают конечные события евангельской истории: «Омовение ног», «Целование Иуды», «Взятие под стражу» и «Иисус перед Пилатом». Предваряет центральную композицию расположенная в отдалении более масштабная скульптурная композиция «Отдых на пути в Египет», которая относится к иконографии рождения и детства младенца Иисуса — в апокрифическом Евангелии псевдо-Матфея Святое Семейство останавливается для отдыха на третий день Бегства в Египет. С «Отдыхом на пути в Египет» связаны чудо с пальмой и чудо с источником. Архитектором проекта, занимавшимся организацией скульптурного пространства, является А. Н. Коновалов. Как «режиссер» этого скульптурного ансамбля, именно он настоял на том, чтобы помимо центральной композиции в ансамбль был также включен сюжет «Отдыха на пути в Египет» для целостности композиции. Вообще, нельзя сказать определенно, вписываются ли скульптуры в пространство университетского дво¬рика, «встраиваются» ли в него, или, наоборот, сами организуют это пространство, создают некую сакральную среду вокруг себя, подчиняющую себе «окружение». Скорее всего, это процесс взаимопроникновения пространства и скульптур, когда невозможно выявить главное или побочное, подчиняемое или подчиняющееся. Скульптором композиции является А. Мишин. Работы А. Мишина можно назвать авангардными — они заключают в себе смысл неявный, скрытый для «прямого» взгляда зрителя. Стоит вглядеться в них повнимательнее и задуматься. Они отличаются особой «закругленностью», плавностью линий, что позволяет передать гармоничность каждой фигуры. Использование библейских сюжетов в творчестве скульптора, конечно, тоже не является случайным. Фигуры, установленные в «Гефсиманском саду» Университета, отражают библейские сюжеты, но выполнены они были не по заказу Университета, а по личной инициативе автора.
Идея установить эту скульптурную группу во дворе Главного здания Университета возникла у организаторов уже после того, как они увидели авторские модели скульптур. Надписи на постаментах на трех языках: русском и немецком (цитаты из Библии Лютера) и английском (цитаты из Библии короля Иакова) — сделаны способом травления на бронзовых листах. Их выполнили мастер шрифта Д. И. Петровский и дочь скульптора Мишина, студентка художественного вуза Полина Мишина. Открытие ансамбля приурочено к 170-летию университетского храма Святых Апостолов Петра и Павла. Кроме того, 28 ноября — это день рождения Александра Блока, появившегося на свет в ректорском флигеле Университета. В храме Университета он венчался с Л. Д. Менделеевой. Вся жизнь его была олицетворением жертвенной любви, любви до самоотречения. По замыслу авторов, в сакральное пространство Гефсиманского сада, напоминающее нам о жертвенной любви, войдут и другие находящиеся рядом университетские памятники: монумент «В бессмертие ушедшим: 1941 — 1945» и мемориальный знак «Скошенные». Новая скульптурная группа — еще один символ единения универсантов разных времен и поколений, данью памяти всем жертвам трагических и героических событий ушедшего в прошлое XX века. Ключевой, объединяющей идеей является идея жертвы в христианском, библейском смысле — идея жертвы искупляющей. Это дань памяти всем универсантам, которые стали жертвами политического режима и осознанно принесли в жертву собственную жизнь, но не свои идеалы. Идея жертвы и жертвенности воплощена в жертве Христа, добровольной жертве во имя любви. И эта идея является всепронизывающей и всепроникающей для человеческой жизни. Для создания образа «Гефсиманского сада» в качестве своеобразных декораций вокруг скульптурной группы высаживаются на лето оливковые деревья, специально привезенные для этого из Иерусалима. СПРАВКА: Гефсимания — масличный сад у подножия Елеонской (Масличной) горы к востоку от Иерусалима, по дороге, ведущей от ручья Кедрон к Масличной горе. Здесь, по преданию, был схвачен Иисус (Мф 26:36–57; Мк 14:32–53; Лк 22:39–53; Ин 18:1–13). Считается, что этот сад, где еще осталось несколько очень древних оливковых деревьев с узловатыми стволами, сохранился со времен Иисуса; в 1681 он перешел в собственность францисканцев, которые в 1848 обнесли его стеной. Однако некоторые исследователи указывают иное местоположения Гефсиманского сада, дальше к северу. Место «моления Господа о чаше» было отмечено церковью, выстроенной в 4 в., но позднее разрушенной. В 12 в. здесь была вновь воздвигнута церковь, которую перестроили в 1920.
В одну из своих ежегодных поездок в Санкт-Петербург я, наконец-то, решила сходить в дворик филологического факультета Санкт-Петербургского университета, что на Васильевском острове. Давно хотелось там побывать, но не знала, как обойти строгих женщин-вахтёров, которые стоят на страже и не пускают посторонних на территорию факультета. В итоге я отправилась «на разведку», узнав другой способ зайти на территорию Университета без пропуска.